Патофизиология (Стресс)

Для нашего времени в высокоразвитых странах характерно удли-

нение продолжительности жизни человека, улучшение питания, сниже-

ние доли физического труда в профессиональной деятельности. Од-

новременно с этим возникают новые социальные и медицинские проб-

лемы, связанные с ростом темпа жизни и напряженности умственного

труда, необходимостью усваивать большой объем информации, быстро

решать сложные задачи, овладевать новыми профессиями, осваивать

труднодоступные регионы земного шара и совершать космические по-

леты.

Существенно меняются условия жизни и труда. Дефицит времени,

увеличение умственных и снижение физических нагрузок в профессио-

нальной деятельности, повседневное пользование средствами транс-

порта для передвижения даже на небольшие расстояния - все это

создает условия для снижения силовых нагрузок на мышцы (гиподина-

мии), относительно ограничения общей двигательной активности (ги-

покинезии).

Гипокинезия и гиподинамия (эти понятия часто употребляют как

синонимы или как близкие по содержанию объединяют одним термином)

в свою очередь оказывают отрицательное влияние на кровообращение,

обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, центральную и перифе-

рическую нервную систему, существенно изменяя качество регулятор-

ных процессов и реактивность организма в стрессорных ситуациях.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни

современного человека. И научная, и популярная литература отража-

ет непрерывно возрастающий интерес к проблеме социальных, психо-

логических и физиологических стрессов. Вместе с тем понятие о

стрессе и его содержании не имеет однозначного научного определе-

ния. Возможность вкладывать в понятие "стресс" биологическое,

психологическое, социальное и философское содержание сделала тер-

мин "стресс" одним из наиболее употребляемых в современной науч-

ной литературе, публицистике и разговорной речи.

Первоначально английское слово "стресс" (напряжение) упот-

реблялось в нескольких значениях, преимущественно в физике, пси-

хиатрии и разговорном лексиконе. В психиатрии оно применялось для

обозначения душевного напряжения, в разговорной речи преимущест-

венно для обозначения тягостных состояний. В биологической и ме-

дицинской литературе термин "стресс" получил широкое распростра-

нение благодаря исследованиям Г.Селье, публикация которых нача-

лась в 1936 г. Здесь необходимо отметить, что в действительности

фундаментальные исследования реакций и состояний организма, кото-

рые в настоящее время рассматриваются и обозначаются как стрес-

сорные, начались намного раньше формирования оригинальной концеп-

ции Г.Селье о стрессе.

Вопрос о реакциях организма на действие чрезвычайных "сверх-

сильных" раздражителей, о соотношении специфических и неспецифи-

ческих проявлений этих реакций являлся предметом классических

исследований основоположников современной биологии, физиологии и

экспериментальной медицины. Ч.Дарвин (1872) провел фундаменталь-

ные исследования выражения эмоции и аффектов человека и животных,

в том числе рассматривая такие состояния, как ярость, ужас, отча-

яние. В научных работах великого ученого обращено внимание на

общность и тонкие различия проявлений конкретных эмоций, которые

в настоящее время мы называем стрессами. Ч.Дарвин рассматривал

эти состояния как реакции, включавшие психические, поведенческие,

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Магнитно-ядерный резонанс при исследовании спинного мозга
Частота опухолей спинного мозга по отношению к числу больных с органическими заболеваниями ЦНС колеблется от 1,98 до 3% , а при сопоставлении с опухолями головного мозга составляет меньше 15%. В то же время эффективность и успех лечения опухолей спи ...

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне сложно в условиях Дома ребенка. Проблемой развития речи занимались Н. И. Жинкин, ...

Разделы