Организация экстренной медицинской помощи при радиационных катастрофах

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ

Анализ опыта ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий свидетельствует о том, что независимо от происхождения чрезвычайных ситуаций и их масштаба организация и оказание экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим должны осуществляться в первую очередь силами лечебно-профилактических учреж­дений. максимально приближенных к местам дислокации потенциально опасных объектов или к районам, где возможны катастрофы природного происхождения.

Первичным звеном службы экстренной медицинской помощи являются так называе­мые бригады быстрого реагирования (ББР), ко­торые должны быть созданы на базе лечебно-профилактических учреждений. обслуживающих потенциально опасные объекты, или центральных городских (район­ных) лечебно-профилактических учреж­дений 'в местах, где возможны стихийные бедствия. В состав ББР для оказания ЭМП при радиационных авариях входят врач-радиолог (2). врач-гематолог-лаборант (1). физик-дозиметрист (2), гигиенист-гематолог (1). Организационное, кадровое, финансо­вое, материально-техническое их обеспе­чение осуществляется учреждением, на базе которого созданы ББР.

Основная задача бригад - оказание экстрен­ной медицинской помощи пораженным.

госпитализация их в специализированные ме­стные. региональные или центральные лечеб­ные учреждения. Если сил и средств местных органов здравоохранения недостаточно, то в этом случае привлекаются ББР региональных и центральных служб ЭМП.

Региональные центры организуются в крупных городах на базе станций экстренной и планово-консультативной помощи рес­публиканских (в составе России), краевых и областных больниц. Их организационно-штат­ная структура зависит от количества и харак­тера радиационно. опасных объектов в обслуживаемом районе с учетом эко­номических. климатических, климатогеог-рафических, .экологических и других особенностей. Первичным звеном службы ЭМП регионального центра являются ББР та­кого же состава и структуры, что и на местах. Центры предназначены для поддержания в постоянной готовности территориальных специализированных сил и средств службы ЭМП, особенно когда масштабы радиационной аварии и число пораженных превосходят возможности местных служб ЭМП.

На региональные центры возлагается:

I. В период аварийной готовности (до возникновения аварии) - прогнозирование медико-экологических последствий возмож­ных радиационных аварий в регионе: взаимо-

действие с ведомственными медицинскими службами, органами госсаннадзора, администрацией потенциально опасных объектов, формированиями Гражданской обороны; установление связи и порядка опо­вещения о возникновении чрезвычайных ситуаций; накопление запасов медицинского и другого имущества из расчета работы ББР в течение 72 ч; определение путей эвакуации пораженных и населения в случае поступ­ления в окружающую среду значительных количеств радиоактивных веществ; проверка готовности личного состава ББР и специализированных лечебно-профилакти­ческих учреждений к эвакуации постра­давших.

2. При возникновении чрезвычайных ситу­аций - направление к месту происшествия ответственных представителей регионально­го центра и ББР (если же авария произошла на объекте, расположенном в одном из горо­дов региона, то к выезду готовится ББР);

обеспечение постоянной связи с объектом и представление донесений в вышестоящие органы здравоохранения; организация и проведение при необходимости санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Головным учреждением^ Российской Фе­дерации по вопросам организации и ока­зания ЭМП при чрезвычайных ситуациях, связанных с радиационными поражениями, является Специализированный научно-практический. центр экстренной меди­цинской помощи (СЦЭМП) "Защита', который возложенные на него задачи, решает через региональные центры. ББР и выездной авто­номный госпиталь (ВАГ) на пневмокаркасных •модулях. В структуру центра наряду с практическими входят научные подразде­ления, обеспечивающие разработку новых и совершенствование существующих методов и средств оказания экстренной медицинской помощи при радиационных авариях, подго­товку нормативно-методических документов, определяющих порядок действия служб ЭМП, обоснование системы медико-гигиенических мероприятий по предупреж­дению таких катастроф и аварийной готовности служб ЭМП.

Для решения вопроса о привлечении до­полнительных сил и средств используется шкала критериев о степени участия СЦЭМП

"Защита" в оказании

экстренной медико-санитарной помощи при радиационных

авариях, согласно которой выделяется пять уровней вмешательства.

В ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ

Основные критерии:

- облучение персонала в дозах свыше 1 Гр:

- комбинированные травмы, ожоги и другие виды поражений, опасные для жизни;

- выброс в окружающую среду радиоак­тивных материалов в количествах, требу­ющих чрезвычайных мер по "Защите населения;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Наркомания дорога в бездну
В последние годы настоящим бедствием для нашей страны стало употребление наркотических и токсических веществ детьми и подростками. Масштабы развернувшейся «наркоманической эпидемии» впечатляют даже по цифрам официальной стати ...

Медиастиниты
Методическое пособие разработано на кафедре госпитальной хирургии клиническим ординатором Полховской Т.В. под руководством заведующего кафедрой, доктора медицинских наук Махнева А.В., ориентировано на врачей хирургического и терапевтического профи ...

Разделы