Принципы массажа детей

О пользе массажа догадывались еще наши прабабуш­ки, хотя они, быть может, даже и не знали этого слова. Достаточно вспомнить народные потешки, присловья, которыми со­провождалось перепеленание, все эти "потягушечки-потягушечки, на ножечки растушечки, на ручки хватушечки", или бессмертную "сороку-ворону" с поглаживанием ладошек и разминанием каждого пальчика. При тугом пеленании ребенка без этого просто не обойтись. Но даже и сегодняшний малыш, получивший благодаря новым способам ухода за ним большую свободу, нуждается в том, чтобы его активно стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздуш­ную ванну, т. е. закаливающую процедуру, и контакт "кожа к коже". И, что не менее важно, восемь минут мас­сажа — это время эмоционального общения и радости.

В процессе массажа образуются биологически актив­ные вещества, участвующие во многих процессах жиз­недеятельности детского организма. Расширяются сосу­ды, усиливается кровообращение, укрепляются мышцы.

Занимаясь с полутора-двухмесячным ребенком, приме­няют только один из приемов массажа — поглаживание.

После исчезновения мышечной гипертонии при­меняют и другие приемы массажа: легкое растирание, разминание, поколачивание и пассивные упражнения с постепенным их усложнением. Эти приемы массажа и гимнастики у детей с массой тела при рождении ме­нее 1500 г можно применять только с 6 месяцев, а у де­тей, рожденных с массой более 2000 г, — с 2—3 месяцев. После 7—9 месяцев с ребенком проводят более слож­ные упражнения: поворот с живота на спину, ползание, вставание на четвереньки, присаживание, вставание на ножки.

Приемам массажа и гимнастики мать обучается в ка­бинете по воспитанию здорового ребенка при детских поликлиниках с помощью специально подготовленной медицинской сестры, а при отсутствии таковой — патро­нажной медицинской сестры.

Детям грудного возраста массаж делают в помеще­нии при температуре 20—22°С. На стол надо положить вчетверо сложенное одеяльце, затем клеенку и пеленку. В случае необходимости руки смазывают прокипяченным растительным маслом, при высокой влажности кожи ис­пользуют тальк.

Массаж начинают со спины, затем переходят на зад­нюю поверхность шеи, рук, ног. Перевернув ребенка на спину, массируют грудь, руки, ноги, живот (особенно осто­рожно — область печени и почек).

1. Массаж рук. Ребенок лежит на спине ножками матери или отцу. Большой палец руки вложить в левую кисть ребенка, поддерживая ее. Левой рукой поглажи­вать внутреннюю, а затем наружную поверхность левой руки ребенка от кисти к плечу. Правую руку массируют правой рукой. Повторить 8—10 раз.

2. Массаж ног. Взять правую ножку ребенка в ладонь правой руки, а левой проводить поглаживание от стопы к паховому сгибу сначала по задней, затем по наружной поверхности голени и бедра. Левую ножку массируют правой рукой. Повторить 8—10 раз.

3. Массаж стоп. Взять правую ножку ребенка за го­лень левой рукой. Тыльной стороной пальцев правой руки растирать подошву от пальцев к пятке и обратно. Повто­рить

10 раз.

4. Упражнение для стоп. Указательным пальцем пра­вой руки нажать на ступню ребенка у основания паль­цев, вызвав подошвенное сгибание. Этим же пальцем пройтись от пальцев к пятке. В ответ ребенок должен разгибать пальцы стоп. Повторите 5 раз.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Медицинский работник и онкологический больной
Медицина не всесильна, знания о некоторых онкологических заболеваниях недостаточны и поэтому ранее от больных скрывался диагноз. Врачей или медицинских сестер, если они давали безнадежному больному прочесть историю болезни, выгоняли с работы. В ...

Методология диагностики пороков сердца
Методические разработки проведены заведующим кафедрой госпитальной хирургии профессором Г.Д. Мезенцевым на основании 33-летнего опыта работы в кардиохирургической клинике, где точность диагноза контролировалась во время операций, из которых более 20 ...

Разделы