Научные теории сестринской деятельности

В сестринской деятельности используются различные теории и знания. Эти знания сестра использует в информировании пациента, обучая его и руководя им или направляя его.

Научная теория анализирует развитие науки и то, как она связана с практикой. Среди сестер идут постоянные дебаты по трем различным взглядам на развитие сестринской деятельности.

Эмпирическое (наука – опыт) направление, позитивизм.

Греческий философ Аристотель был первым ученым теоретиком, кто составил правило, путем логических выводов на основании опыта (эмпиризм – опыт, учение о опыте).

Позитивизм –(положительный (лат.) – направление в философии, исходящее из того, что все подлинные знания совокупный результат специальных наук. Главные черты позитивизма феноменализм (сведение задачи науки лишь к описанию явлений) и элементы субъективного идеализма. Естественные науки представляют позитивистское видение мира, которое утверждает, что «истина» должна быть измерима и конкретна. Это означает, что истину можно разъяснить только через то, что понятно чувствами: что мы видим, слышим, обоняем, короче то, что мы можем регистрировать и где мы можем быть уверенными, что эта истина, без всякого сомнения, и подлога. Истина, напр. то, что 2х2=4 и то, что плечо у человека там, где оно находится. Это неоспоримо, это не может быть иначе.

Но если рассматривать человека в целом: душу, тело, то восприятие истины недостаточное, т.к. эмоции и чувства невозможно регистрировать, как содержание гемоглобина в крови или месторасположения плеча. Гуманитарные науки отражают герменевтическую точку зрения, которая утверждает, что человек это индивид, способный знать и чувствовать себя и то, что его окружает. Это значит, что истину человек должен знать сам. (герменевтика – разъясняющий, истолковывающий – греч.- учение о понимании, учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Методологическая основа гуманитарных наук.)

В общественных науках истину можно установить, если принять в расчет, что человек – это индивид, живущий и действующий в обществе, созданным человеком. Кто-то из великих сказал: ”ни один человек не является островом”- это значит, что истины в отношении человека невозможно найти. Нельзя человека рассматривать отдельно от общества, т.к. между человеком и средой происходит постоянное взаимодействие. Эту точку зрения называют критической теорией. И как показывает название в ней содержится критический аспект. Критико-теоретическая сестра не удовлетворится только позитивистской точкой зрения. Также она не признает только герменевтический подход. Она понимает, что надо знать факт заболевания, физиологию человека. Также необходимы эмпатия и знание о физиологических реакциях человека, если мы хотим качественно ухаживать за человеком. Необходимо помнить, что среда влияет на человека и человек влияет на среду, что дает возможность к изменениям (изменить среду). Таким образом имеются разные возможности отношения к болезни. Если у вас очень позитивистское отношение к человеку, он представляется вам как машина, которая может сломаться. Ее необходимо отремонтировать. Но нельзя быть уверенным, что такой ремонт действительно поможет. Например; если пациент в больнице с язвой желудка, то его либо оперируют, либо лечат консервативно (диета, лекарства, физиотерапия). Разумеется, он поправится, и его выпишут домой. Но если причиной язвы является большое горе в жизни человека (потеря ребенка или алкоголизм супруга), то он поступит очень скоро снова с теми же симптомами и все ваши прошлые усилия прошли даром. Это не значит, что вы можете или должны стараться разрешить все личные и социальные проблемы пациента, но осознание их часто помогает что-то исправить.

ВЫВОДЫ

Естественные науки опираются на измеряемые факты – это позитивистский подход.

Гуманитарные науки опираются на качественные свойства – это герменевтический подход.

Общественные науки убеждают, что между человеком и обществом происходит постоянное взаимное влияние, что дает возможность к развитию и изменениям – это критико-теоретический подход.

Позитивистская сестра – очень хороший помощник врачу.

Герменевтическая сестра – много помогает пациенту, хотя она малоактивна (она выслушивает и понимает).

Критико-теоретическая сестра комбинирует оба подхода. Она знает, понимает, разъясняет и действует. Она также пытается изменить неблагоприятные обстоятельства.

Модель ухода Ропер, Логан, Тирней.

Здоровье и болезнь человека связана с его стилем жизни (см. схему – линия жизни). Если мы хотим двигаться в направлении индивидуализации ухода, мы должны учитывать стиль жизни человека. Уход предполагает минимальное нарушение стиля жизни человека. В центре модели 12 форм жизнедеятельности. На базе этой модели рассматривается уход, как помощь человеку при проблемах выполнения форм жизнедеятельности. данная модель основывается на модели жизни.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Основные ядра моста
Мост, pons, представляет собой толстый поперечный вал, который, суживаясь с боков, погружается в мозжечок. Боковые части моста, ближайшие к мозжечку, носят название средних ножек мозга, pedunculi cerebellares medii; на границе между ними и соб ...

Методология диагностики торакальных больных
Обследование больных заболеваниями легких и плевры в хирургической клинике решает две основные задачи: 1) диагностика основного заболевания и оценка связанных с ним сопутствующих патологических изменений; 2) выяснение состояния основных систем жизне ...

Разделы