Различия между современной западной и традиционной китайской медициной в области теории познания и научной теории

Это было ясно понято в Китайской Народной Республике. Мао Цзэдун уже в 1928 году высказался в пользу соединения традиционной китайской медицины с современной западной. Два фактора привели его к такому выводу.

Диалектическое мышление, которое, с одной стороны, соответствует китайской традиции и, с другой стороны, свойственно диалектическому материализму. В этой связи указывается на статью Мао «О противоречии», в которой он говорит о «единстве противоположностей». Путем диалектического разрешения противоречий в современном Китае избегают того, что подвергается критике в качестве присущих Западу «метафизики» или «реакционного идеализма». С этих позиций как механистически-причинная точка зрения, так и одностороннее идеалистическое мировоззрение, отдающее предпочтение духовному началу перед физическим, рассматриваются в одинаковой мере как «метафизические заблуждения».

Специфическая ситуация, характерная для политики в области здравоохранения в 40-е, 50-е и 60-е годы в Китае. В то время в Китае ощущалась острая нехватка специалистов западной медицины при наличии целой армии врачей традиционной медицины различной квалификации. Мы увидим впоследствии, что Мао оказался прав как в общественно-политическом отношении, так и с теоретически-познавательной и научно-теоретической точек зрения.

Решающее различие между современной западной и древнекитайской медициной коренится в различии их исходных позиций, связанных с теорией познания. Китайская система врачевания начинает с выявления широких взаимосвязей, на основе которых учитываются многочисленные наблюдения и заключения по аналогии, выводятся практические мероприятия лечебного характера. Западный же медик начинает с измерения и анализа мельчайших деталей, познавая которые он рассчитывает понять явления в целом. Он использует противоположный путь.

Поскольку речь идет в данном случае о явлениях, относящихся к теории познания, необходимо прежде всего остановиться на понятии «наука»: «В отличие от неупорядоченного (опытового) знания (эмпиризм) наука рассматривает не просто явления, но также и причины вещей. Она переходит аналитически от целого к части, а синтетически от части к целому; путем индукции от опыта и наблюдений к понятиям, заключениям и выводам, от частного, особого к общему, а путем дедукции от общего к частному, постоянно проверяя одно другим. Научный прогресс состоит в бесконечном систематическом проникновении в действительность, как вширь, так и вглубь, к элементам бытия и событий и к познанию их взаимосвязей, к познанию великой взаимосвязи действительности, которую мы называем окружающим миром». Это сформулированное на Западе понятие науки принято в настоящее время во всем мире, в том числе и в КНР, которая прилагает большие усилия для доведения этого представления о науке до сознания людей, пусть в форме диалектического материализма. Китай во все возрастающих размерах импортирует в наше время с Запада научные идеи, технические достижения, оборудование и потребительские товары.

Возвратимся к традиционной китайской медицине, которая пользуется для познания медицинских закономерностей всеми основными научными методами. В обеих медицинах применяется индуктивный и дедуктивный методы или причинный анализ. Правда, обе медицинские системы пользуются ими в противоположной последовательности: китайская медицина начинает с дедукции, а западная с индукции. Но чем отличаются друг от друга обе медицинские теории? Мы уже назвали выше два типичных фактора, характерных для традиционной китайской медицины.

1. Рассмотрение человеческого организма в качестве единого целого (Чжэн-ди).

2. Диагностика в соответствии с синдромами с учетом этой целостности (Бянь-чжэн).

С рассмотрением человеческого организма как единого целого и с диалектикой связано то обстоятельство, что традиционная китайская медицина достигает менее точной объективизации результата исследования больного, чем современная западная медицина. Аристотель является автором положения, согласно которому целое представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его частей. В смысле современных естественных наук понятие целостности является гипотезой, которая не может быть доказана. В этом причина невозможности реализации с естественно-научных позиций медицины, оперирующей понятием целостности.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Показатели красной крови у новорожденных детей юга и севера тюменской области, больных гемолитической анемией по аво-системе и rh-фактору
В ряде случаев иммунологическая несовместимость между матерью и плодом становится причиной тяжелых нарушений эмбриогенеза и постнатального развития. В настоящее время можно считать выясненным значение резус-фактора в патогенезе большинства случаев ...

Подготовка велосипедистов
Велосипедный спорт - вид спорта, включающий спортивные соревнования по шоссе, треку, пересеченной местности, в гонках с лидером, по фигурной езде к играх в вело бол. Он является одним из интересных и полезных для здоровья видов спорта, доездки на вел ...

Разделы